ДОКУМЕНТЫ    ОНЛАЙН-СЕРВИС    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ    КОНТАКТЫ
Ресурс работает с 1999 года
MIRIPRAVORU
АНАЛИТИКА, КОНТРАКТЫ, LEXMERCATORIA

Основные принципы охраны авторского права в США

Обязательная защита, доступная согласно Закону «Об авторском праве», действует на всей территории США


При предоставлении консультаций по различным видам предпринимательской деятельности обнаруживается, что авторское право – это наименее осмысливаемая и чаще всего игнорируемая форма защиты интеллектуальной собственности. Представители многих видов предпринимательской деятельности даже не понимают, что практически постоянно используют или создают защищенные авторским правом продукты. Авторское право – это форма защиты интеллектуальной собственности, которая существует в виде первоисточников автора.

Произведения, защищенные авторским правом, включают следующие обширные категории: (1) литературные произведения; (2) музыкальные произведения; (3) драматические произведения; (4) хореографические произведения; (5) иллюстрированные, графические и скульптурные произведения; (6) кинофильмы и другие аудиовизуальные произведения; и (7) звукозаписи.



Исключительные права Владельца авторского права

В соответствии с определенными ограничениями, владелец авторского права имеет несколько исключительных прав в отношении первоисточников. Эти исключительные права включают (1) право копирования произведения; (2) право продажи произведения; и (3) в случае литературных, музыкальных, драматических и хореографических произведений, пантомим, и кинофильмов и иных аудиовизуальных произведений - право публичного исполнения или показа защищенного авторским правом произведения. (Примечание 1) Любой нарушивший какое-либо из исключительных прав владельца авторского права является нарушителем авторского права. Охрана авторского права начинается с момента появления первоисточника автора в любой вещественной форме выражения. В сущности, авторское право начинает действовать тогда, когда ручка подносится к бумаге, и возникает оригинальный текст. Охрана авторского права распространяется как на изданные, так и на неизданные произведения, как на двух- , так и на трехмерные произведения, а также на вторичные произведения, базирующиеся на защищенных авторским правом произведениях-первоисточниках. Авторское право – это длительная форма защиты. Большинство произведений защищено на протяжении жизни автора плюс пятьдесят лет, или, в случае произведений, предназначенных для проката - семьдесят пять лет, считая от даты первой демонстрации, или ста лет, считая от года его создания, независимо от того, какой срок истекает раньше.



Требования для охраны авторского права

Охрана авторского права предполагает наличие лишь трех основных требований, предъявляемых к произведению для приобретения прав на охрану и регистрацию авторского права. Во-первых, произведение должно быть оригинальным, то есть, не являться копией другого источника. Во-вторых, произведение должно не только нести в себе «идею», но и «способ ее выражения». И в-третьих, произведение должно быть представлено «материальным средством выражения, могущим быть воспринятым, воспроизведенным или иначе сообщенным как непосредственно, так и при помощи определенного воспроизводящего устройства. Большинство письменных материалов, включая публикации, фотографии, видеозаписи, и т. д., отвечают трем вышеупомянутым основным требованиям. Лица, занятые предпринимательской деятельностью, должны рассматривать охрану авторского права применительно ко всем их прошлым, имеющимся в настоящее время и будущим письменным или графическим произведениям. Некоторые прошлые материалы не могут быть защищены вследствие особых юридических причин, однако предприниматели, разумеется, вправе обеспечить каждому своему новому проекту охрану авторского права.



Произведения, создаваемые служащим в ходе работы по найму

Одной из причин тому, что любой новый проект должен рассматриваться в контексте охраны авторского права, является то, что любое защищенное авторским правом произведение имеет «автора». Автор – это лицо, создающее произведение и, чаще всего, лицо, обладающее авторским правом. Работодатель автоматически становится «автором» любого произведения, созданного служащим в ходе его работы по найму. При отсутствии письменного соглашения об обратном, предполагается, что все созданное служащим, принадлежит нанимателю в качестве произведения, созданного служащим в ходе работы по найму.

Лица, не являющиеся служащими, рассматриваются законодательством по авторскому праву в ином аспекте. Если предприниматель желает приобрести авторское право на произведение, созданное лицом, не являющимся его служащим, или группой таких лиц, то этот факт должен быть предварительно оформлен в виде письменного соглашения с лицом, не являющимся служащим, или группой таких лиц. Имеется несколько ограничительных обстоятельств, когда предварительное письменное соглашение не требуется (например, в тех случаях, когда произведение специально заказано для использования в качестве вклада в коллективную работу – написание статьи для большой энциклопедии и т. д.), однако текст Закона «Об авторском праве» довольно расплывчат, поэтому при создании любых проектов рекомендуется заключение письменного соглашения со всеми лицами, не являющимися служащими.

Любое соглашение с лицом, не являющимся служащим, или группой таких лиц, должно особо оговаривать что, произведение, создаваемое «по особому заказу» и авторское право на него принадлежат заключающему контракт предпринимателю. Следует заключать отдельное соглашение на каждое произведение «по особому заказу» для каждого нового проекта. Соглашения, допускающие различные толкования, не действенны. И если нет действенного письменного соглашения, велика вероятность, что лицо, не являющееся служащим, будет считаться «автором» и иметь авторское право на произведение.

Передача авторского права в любое время может быть осуществлена после создания произведения, однако труднее убедить независимых подрядчиков отказаться от их прав после завершения проекта, в особенности, если произведение имеет (или может иметь) значительную экономическую ценность. При создании любого нового проекта с участием в нем третьего лица, включая подрядчиков (внештатных работнитков) и консультантов со стороны, рекомендуется заключить соглашения на работу по найму (договор подряда, т. е. с фиксированной оплатой и передачей всех имущественных прав работодателю). Приложение 1 содержит образец соглашения на работу по найму в формате письма. Приведенные фразы могут быть включены в формальное соглашение. И опять же, это соглашение должно быть заключено до начала работы над проектом. Даже если один и тот же консультант работает над несколькими проектами, на каждое произведение должно заключаться отдельное соглашение о найме.



Уведомление об авторском праве

В дополнение к обеспечению прав на произведения по соглашениям на работу по найму при участии третьих лиц, рекомендуется, чтобы уведомление об авторском праве также было включено во все новые письменные материалы. До 1 марта 1989 года, законодательство США требовало, чтобы уведомление об авторском праве было представлено на всех произведениях, предназначенных для публичного использования. Невыполнение требований о представлении уведомления об авторском праве в произведениях, вышедших в свет до марта 1989 года, означает, что в большинстве своем эти произведения общедоступны для копирования и не защищены авторскими правами. 1 марта 1989 года в законодательство США были внесены ряд поправок в «Закон об авторском праве», в соответствии с требованиями международного договора об авторском праве, известного как Бернская Конвенция.

Как только США присоединились к Бернской Конвенции, требование уведомления об авторском праве в качестве условия для охраны авторского права было устранено. И опять же, уведомление об авторском праве не требуется, за исключением произведений, вышедших в свет до 1 марта, 1989 года. И все же предприниматели должны включать уведомление об авторском праве, поскольку такое уведомление является весьма эффективным средством предупреждения различного рода нарушений. Более того, если уведомление об авторском праве включено в произведение, и произведение скопировано, меры судебной защиты, основанные на непредумышленном нарушении, не доступны. Закон «Об авторском праве» требует, чтобы уведомление об авторском праве соответствовало определенной форме.

Приемлемая форма уведомления об авторском праве состоит из (1) значка копирайта © (буква «С» в кружке), или слова «Copyright», или сокращение «Сopr». (2) Год первой публикации; (3) наименование (имя) владельца авторского права. Может также быть добавлена фраза «all rights reserved» («все права зарезервированы»), но это необязательное условие. Типичная отметка об авторском праве имеет следующую форму: © 2014, X & Y. All rights reserved.



Регистрация авторского права

Регистрация авторского права является существенной предпосылкой для любых действий против нарушений авторских прав на произведения американского происхождения. Стандартная процедура регистрации авторского права занимает примерно 2-3 месяца, и включает заполнение простого формуляра в количестве 2-х страниц, с приложением фотографии или копии произведения и оплаты в размере $ 20. Существует и ускоренная процедура регистрации, в особенности, если речь идет о предстоящем судебном разбирательстве. Заявление для регистрации с просьбой об особой процедуре регистрации занимает приблизительно десять (10) рабочих дней и требует более высокой регистрационной пошлины.

Лучше не задерживать регистрацию авторского права на новое произведение. В случае предъявления гражданского иска, при котором регистрация подается до даты нарушения или в течение трех месяцев после первой публикации произведения (Примечание 2), владелец авторского права имеет право на получение назначенного пособия и на возврат нарушителем убытков либо в размере, установленном законом, либо их реальный размер, а также и полученную нарушителем прибыль. Если произведение не зарегистрировано до даты нарушения (или в течение трех месяцев после первой публикации), владелец авторского права утрачивает право на установленное законом возмещение убытков или судебных издержек. Конечно, суд может решить в пользу возмещения реальных убытков и предоставления права на назначенное пособие.



Установление достаточности серьезных оснований для возбуждения дела о нарушении авторского права

Для установления достаточности серьезных оснований для возбуждения дела о нарушении авторского права необходимо доказать два основных элемента: (a) правомерность авторского права на каждое из произведений, в отношении которых допущено нарушение и (b) «копирование» Ответчиком (или нарушение других исключительных прав, предоставленных владельцу авторского права в соответствии с законом «Об авторском праве»). Лицо, нарушившее любое из исключительных прав владельца авторского права, считается нарушителем авторского права.



a) Право собственности

Первый фактор, право собственности, чаще всего подтверждается предъявлением сертификата о регистрации авторского права на каждое из произведений, являющихся объектом авторского права. Закон «Об авторском праве» определяет, что в любом судопроизводстве свидетельство о регистрации авторского права, выданное на 5 (пять) лет, представляют собой достаточно серьезное доказательство юридической силы авторского права и фактов, заявленных в свидетельстве. Если регистрационное свидетельство предъявлено, необходимость представления всех требуемых доказательств недействительности авторского права, лицензии, или иной аргументации переходит к ответчику.



b) Доказательство факта нарушения

Не может быть нарушения авторского права, если не имело места копирование защищенного авторским правом произведения, или нарушение иного исключительного права владельца авторского права. Это утверждение в доказательстве не нуждается. Факт копирования или нарушения исключительных прав владельца авторского права доказывается, во-первых, тем, что ответчик имел доступ к защищенному авторским правом произведению, и, во-вторых, тем, что ответчик копировал или реализовывал копии, являющиеся в значительной степени подобными защищенному авторским правом произведению. Закон «Об авторском праве» определяет «копии» как «материальные объекты,... в которых в любой форме, известной в настоящее время и той, которая может быть изобретена впоследствии, воплощено произведение, и благодаря которым произведение может быть воспринято, воспроизведено или стать доступным в иной форме, как непосредственно, так и при помощи любого механизма или устройства. Термин «копии» включает в себя материальные объекты, отличные от звукозаписей, в которых произведение было воплощено впервые.



1. Доступ.

Получение прямых доказательств доступа к защищенному авторским правом произведению зачастую не представляется возможным. Доступ – это нечто большее, чем простое следование правилам и общим идеям произведения, поскольку сами идеи в чистом виде авторским правом не защищаются. Сходство в выражении идей также не является нарушением в той степени, в которой природа этого произведения делает такое подобие необходимым. Соответственно, необходимое выражение обобщенных идей может только быть защищено от фактически идентичного копирования. Если копии близки, но не идентичны защищенному авторским правом произведению, то факта нарушения нет, поскольку владение сходной с защищенным законом об авторском праве оригиналом копией нарушением авторского права не является. В некоторых случаях, в особенности, если речь идет о подделках звукозаписей, кинофильмов или программного обеспечения, такие копии представляют собой в точности скопированные защищенные авторским правом произведения.

Несанкционированное и точное (буквальное) воспроизводство целого, или существенной части целого, защищенного авторским правом произведения составляет нарушение. Даже если копируются лишь раздел или часть произведения-первоисточника, в большинстве случаев, может быть доказано существенное сходство, поскольку буквальное копирование даже одного раздела не является простым совпадением. Идентичные ошибки также могут использоваться в качестве улик при доказательстве факта копирования, поскольку статистическая вероятность повторного возникновения подобных ошибок ничтожна.

Косвенное копирование также может представлять собой нарушение исключительных прав владельца авторского права. Например, частое перефразирование есть нарушение закона об авторских правах. Копия, снятая с несанкционированной копии, - также нарушение закона об авторских правах, и неважно, что пират не знал, что версия, с которой он снимал копию, также представляет собой нарушение и является контрафактной; по крайней мере, ему было известно, что оригинал, с которого он снимал копию, - также не его собственность. Даже факт признания нарушителем источника, с которого соответствующий объект был получен, не освобождает его от ответственности по суду.



2. Эффект доктрины первоначальной продажи в судебном разбирательстве по факту нарушения авторского права

Поскольку нарушение может происходить как в результате несанкционированного воспроизводства, так и при несанкционированной реализации на рынке копий произведения, защищенного авторским правом, доктрина первоначальной продажи также должна приниматься во внимание. Несанкционированная реализация защищенного авторским правом произведения на рынке – есть нарушение, поскольку Закон «Об авторском праве»» наделяет владельца авторского права исключительным правом «реализации копий на рынке... посредством продажи или иной передачи права собственности, получения за нее арендной платы или заключения арендного договора, предоставление займа, и «тот, кто нарушает любое из исключительных прав владельца авторского права... является нарушителем авторского права». История Закона «Об авторском праве» ясно показывает, что «любая несанкционированная реализация на рынке копий, полученных незаконным путем... есть нарушение». Право реализации владельца авторского права родственно исключительному праву контроля за первой публикацией или первой реализацией на рынке копий или звукозаписей защищенного авторским правом произведения.

Эта концепция, известная как «доктрина первоначальной продажи», наделяет владельца авторского права правом продавать или реализовывать на рынке конкретные копии или звукозаписи защищенного авторским правом произведения. Право реализации на рынке прекращается, как только собственник реализовал вышеупомянутые копии или звукозаписи. Закон «Об авторском праве»» подтверждает право собственника конкретных, законным путем изготовленных копий или звукозаписей без санкции владельца авторского права продавать или иначе распоряжаться владением вышеупомянутых копий или звукозаписей.

Доктрина первоначальной продажи применяется исключительно в тех случаях, если то или иное лицо, являющееся обладателем защищенного авторским правом произведения, получило их законным путем. Другими словами, если вы имеете законным путем изготовленную копию, то имеете право и продать ту копию другой стороне. Единственные исключения составляют звукозаписи и программное обеспечение, которые не могут быть арендованы или сданы в аренду без санкции владельца авторского права.

(Примечание 3) Не может быть речи о законной реализации на рынке похищенных или пиратских копий произведения, поскольку владелец авторского права не может, по определению, легально участвовать в такой первой продаже.

Доктрина первоначальной продажи обеспечивает защиту в случаях нарушений авторского права. Если ответчик представит доказательства, согласно которым рассматриваемые копии были изготовлены легально и что он – их законный собственник, то необходимость представления всех требуемых доказательств недействительности авторского права на указанные копии переходит к владельцу авторского права.



Средства защиты от фактов нарушения авторского права

Закон «Об авторском праве» обеспечивает гражданские и уголовно-правовые средства защиты от нарушителей. Большинство действий нарушения разбираются в рамках гражданских разбирательств в федеральных судах. Установленное законом возмещение убытков, к которым прибегает большинство владельцев авторского права, колеблется от $500 до $20,000 в случае непреднамеренного нарушения и до $100,000 в случае преднамеренного нарушения.

В отдельных случаях взыскиваются и реальные убытки, тогда полученная нарушителем прибыль приплюсовывается к арбитражному решению. При установлении размеров полученной нарушителем прибыли владельцу авторского права требуется представить доказательство только валового дохода нарушителя, и необходимость представления всех доказательств переходит к нарушителю - именно он представляет размеры своих подлежащих вычету расходов и то, из чего складывалась его прибыль, определяемая иными факторами, нежели защищенное авторским правом произведение.

При рассмотрении факта нарушения в гражданском суде выигравший дело владелец авторского права также имеет право на возмещение затрат и судебных издержек. Это делает судебный спор по рассмотрению нарушения авторских прав выполнимым с финансовой точки зрения. Большинство истцов авторского права запрашивает обязательную защиту, включая временного служащего, временный предварительный запрет. Обязательная защита, доступная согласно Закону «Об авторском праве», действует на всей территории США.

Суд может также назначить изъятие и уничтожение изделий, представляющих собой нарушение закона об авторском праве и являющихся контрафактными. Распоряжение об уничтожении нередко распространяются и на оборудование, используемое нарушителями (например, экраны, копировальные аппараты для дискет), а иногда и даже на грузовики, фургоны и автомобили, перевозившие товары-нарушители. Как часть окончательного судебного решения или постановления, суд часто выносит решение об уничтожении или утрате прав на все копии, изготовленные незаконным способом или звукозаписи, а также матрицы, шаблоны, пресс-формы, магнитные ленты, негативы пленок и иные средства воспроизводства.

В случаях, когда изготовленные незаконным путем копии созданы за границей и нелегально ввезены в США, могут быть применены и дополнительные средства правовой защиты от фактов нарушения авторского права. Раздел 602 Закона «Об авторском праве» предусматривает, что ввоз несанкционированных копий произведения запрещен. Любой ввезенный несанкционированный «товар», согласно постановлениям таможенной службы США, подлежит конфискации и является объектом штрафных санкций. Нарушение авторского права - также преступление.



Преступное нарушение авторского права

Преступное нарушение авторского права согласно статье 17 кодекса США, представляет собой преднамеренное нарушение с целью получения коммерческой выгоды или частной финансовой прибыли. Преступное нарушение авторского права, то есть, пиратство (Примечание 4) и изготовление незаконных копий (Примечание 5) защищенных авторским правом работ во всех их формах, преследуется по суду и наказывается в соответствии со статьей 18 кодекса США, то есть, является преступлением, предполагающим уголовный процесс. Несанкционированное копирование или реализация на рынке в пределах 180-дневного периода более десяти несанкционированных копий или звукозаписей одного или более защищенных авторским правом произведений общей стоимостью более $2,500 считается тяжким уголовным преступлением, за которое предусматривается лишение свободы до 5 лет и штраф до $250,000. При совершении вышеупомянутого преступления повторно, срок лишения свободы может быть увеличен до 10 лет.



Заключение

Служащие и предприниматели, занятые в различных видах коммерческой деятельности, создают и используют защищенные авторским правом произведения на постоянной основе. Те, кто игнорирует охрану авторского права, упускают огромные возможности и, как правило, подвергают себя огромному риску. Мы призываем всех заранее ознакомиться с законодательными актами об охране авторских прав и не дожидаться серьезных осложнений.

Примечания:


1. Право воспроизведения произведения распространяется на все классы произведений, защищенных авторским правом, кроме звукозаписей и иллюстрированных, графических и скульптурных работ. Неудивительно, что иллюстрированные, графические и скульптурные произведения исключены, так как они не представляют собой «выполненное произведение», и в любом случае защищены отдельным правом показа. И, хотя, казалось бы, вполне логично обеспечить правом воспроизведения и звукозаписи, автор звукозаписи - певец или исполнитель, американские законы никогда не признавали «прав исполнителя». Конгресс просто не желал предоставить исполнителям контроль над их звукозаписями музыкальных произведений. Разумеется, хотя звукозаписи исключены, не следует считать, что звукозаписи можно безнаказанно воспроизводить. Право публичного исполнения произведения применимо к музыкальному произведению-первоисточнику и к музыкальному произведению, но оно не распространяется на звукозаписи, так что несанкционированное исполнение музыкального произведения есть нарушение авторских прав.

2. В случае если регистрации осуществляется в течение трех месяцев со дня публикации, все права имеют обратное действие до даты первой публикации.

3. См. 17 Кодекса США. Раздел 109 (b) (1) (A) (1978) (ни собственник той или иной звукозаписи, ни любое лицо, владеющее той или иной копией компьютерной программы..., не имеет права с целью получения прямой или косвенной коммерческой выгоды распорядиться или уполномочить кого-либо распорядиться и вступить во владение вышеупомянутой звукозаписью или компьютерной программой... ни сдать их в аренду, ни заключать под них арендные договора, ни предоставлять под них займы....);

4. «Пиратство» или «торговля запрещенными товарами» - понятия, обычно означающие перепечатку литературного произведения без разрешения автора, несанкционированное копирование звукозаписей, фильмов, аудиокассет, видеокассет, программ на гибких дискетах и видеоигр. Пиратская, или контрабандная, копия – это точная копия всего произведения или его фрагментов первоначальной коммерческой версии, но упаковка и ее графическое исполнение обычно никак внешне не связаны с таковыми оригинала.

5. «Подделка» - это шаг, идущий дальше пиратства. Подделка воспроизводит и основное произведение, и ее упаковку, включая дизайн, ярлыки компании, корпоративные логотипы и торговые марки. Подделку нередко весьма трудно отличить от оригинала. Действительно, идентификация подделок часто настолько сложна, что недобросовестные фирмы-дистрибуторы явно неспособны отличить подделки от подлинных изделий.



[По материалам американских юридических изданий]






MIRIPRAVO.RU - ANALYSYS, CONTRACTS, LEXMERCATORIA ON-LINE

Типовые контракты | Сборники контрактов | Разработка контрактов | Экспертиза контрактов

Руководство по составлению контрактов | Международное право | Словари



© ¬ АК 'Право международной торговли'

При полном или частичном использовании материалов ресурса
гиперссылка на первоисточник обязательна | наши баннеры/ссылки | о проекте
Система Orphus
Orphus: опечатка / ошибка перевода? Ctrl+Enter

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru


Наверх ^^