ДОКУМЕНТЫ    ОНЛАЙН-СЕРВИС    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ    КОНТАКТЫ
Ресурс работает с 1999 года
MIRIPRAVORU
АНАЛИТИКА, КОНТРАКТЫ, LEXMERCATORIA

Как избежать проблем c интеллектуальной собственностью (с патентами, авторским правом и товарными знаками)?

(Профессор Томас Г. Филд)


Патенты, авторские права и товарные знаки так же, как ноу-хау или коммерческие секреты, нередко упоминаются под собирательным понятием “интеллектуальной собственности”.

Многие фирмы владеют такой собственностью, даже не сознавая этого и не считая необходимым принимать какие-либо меры для ее защиты. Представления многих об интеллектуальной собственности ничего общего с действительностью не имеют. С одной стороны, некоторые по-дурацки верят, например, что обладание патентом на какое-либо изделие позволяет преуспеть на рынке. В соответствии с этим люди готовы потратить тысячи долларов на приобретение исключительных прав торговать тем, что никто не станет покупать или не сможет себе этого позволить. С другой стороны, более искушенные могут заключить, что защита интеллектуальной собственности не стоит расходов, так что нечего об этом и беспокоиться. Данные рассуждения адресованы, прежде всего, именно последним.

Люди, не заинтересованные в защите их собственных прав, вынуждены идти на некоторые самоограничения во избежание нарушений прав других. Это призывает к большему, нежели просто к отказу от копирования. Во-первых, копирования так просто все равно не избежать: это - часть образа жизни, и, по крайней мере, хоть единожды кто-то из нас прибегал к нему, например, учась говорить. Кроме того, можно очень легко затронуть права другого, даже не имея на то намерений, подсознательно имитируя то, что уже встречалось на рынке товаров и услуг.

Данное обсуждение охватывает ситуации, где новички рынка должны предпринять позитивные шаги во избежание всяческих нарушений, разъясняя, что это за шаги. Хочется надеяться, что, возможно, читатели внимательнее отнесутся к вопросу защиты их собственных прав.

Лучшие Мышеловки

“Если человек способен сделать лучшую мышеловку, чем его сосед, хотя строит свой дом в лесной чащобе, люди все равно протопчут дорожку к его двери”. Большинство слышали множество вариаций этой мысли, приписываемой Ральфу Уолдо Емерсону. Возможно именно она крутилась у Форда в голове, занимаясь разработкой своего “Эдсела”, однако отнюдь не она ответственная за дорожку, протоптанную к дверям его дома. Тем не менее, есть и среди нас преуспевающие.

Чтобы не лишать наше обсуждение конкретики, давайте-ка представим себе на минутку современного изобретателя новой мышеловки, кто не только изобретает лучшую мышеловку, но и с успехом продвигается с ней на рынке. Чем выше разница между ее себестоимостью и продажной ценой, которой является относительно затрат создания новой компании, например, тем больше других людей соблазнится, да и возьмет и скопирует ее. Даже при отсутствии юридической защиты, компании, ее производящей, придется побороться за верность своей старой клиентуры. Давайте предположим, что как раз это и побудило его остановиться, выбрав “Figaro” своим фирменным знаком и активно взяться за его промоушн.

Такие меры, как бесконечная доброжелательность и частичный отказ от прибыли могут быть полезными, если только конкурент не из самых крупных и не из самых известных. Например, что, если экономия за счет роста производства и отсутствие расходов на разработки подразумевает, что этот конкурент сможет продавать ту же самую мышеловку на 20 % дешевле? А вот даже до предела доведенная доброжелательность не сможет заставить клиентов платить больше. Патент, если таковой есть в наличии, оказался бы куда полезнее, он бы вообще не позволил бы другой фирме предложить новую мышеловку до тех пор пока, много позже новая фирма не встала бы на ноги. В то время как некоторые люди считают, что защита доступна и оправдана лишь применительно к крупным фирмам, данная ситуация иллюстрирует общие обстоятельства, где как раз фирма-малютка и должна рассчитывать на наибольшую прибыль.

Но без доступной патентной защиты ситуация была бы намного хуже. Предположим, что люди восхищены “Figaro” и его промоушном, что они готовы оплачивать 25% премии, необходимых фирме, чтобы устоять на рынке. Вообразите, что произошло бы, если бы она встала бы перед необходимостью прекратить использовать имя под угрозой разорительного судебного разбирательства. Вообразите, что бы началось, если бы выяснилось, что кто-то еще имеет фактически действующий патент на одну или более особенностей лучшей мышеловки. Поскользнувшись на попытке непризнания интеллектуальной собственности других, новая фирма не только была бы вынуждена прекратить продавать свое изделие под названием “Figaro”, а вообще могла бы отказаться от продажи мышеловки.

Как избежать нарушений патентного законодательства

Не всегда оно может быть нарушено одним только копированием. Патенты не ограничиваются лишь предупреждением копирования, и их собственники могут запрещать создание, использование или продажу запатентованного изобретения даже в том случае если, оно было создано совершенно от них независимо. Это, конечно, так для патентов на изобретение - какие люди обычно имеют в виду, употребляя термин “патент”. Они обеспечивают 17 лет исключительных прав для изобретений, и имеют дело со способом функционирования того или иного устройства и ряд иных качеств. Это также верно для патентов на промышленный образец, которые обеспечивается защитой на 14 лет, в течение которых появляются существенно усовершенствованные бытовые устройства типа автомобильных кузовов или мебели.

Фактически копирование может помочь избежать нарушений

Наш изобретатель мышеловки мог бы избежать потенциальных проблем, используя технологию, описанную в напечатанной публикации, публично использовавшуюся или предложенную для продажи. Изделия, появляющиеся в продаже и не имеющие никаких уведомлений о действующей или незавершенной защите путем патентования, относительно свободны от риска совершить нарушение.

Однако, если технология довольно нова, следует иметь в виду, что изобретатель имеет право в течение года пребывания на рынке подать заявку на патент. Далее, поскольку нередко на издание патентов уходят и больше два года, все же остается некоторый риск, что патент опубликуют и позже этого срока. Хотя ответственности за нарушение еще не опубликованного патента и не существует, все же следует прекратить производить, использовать или продавать технологию на время предполагаемой публикации - это, конечно, же и убытки, и невосстановленные затраты создания новой компании, и затраты на инвентарь.

Патентный поиск может помочь минимизировать риск нарушения, если доподлинно не известно, что технология является старой. Но, естественно, если наш изобретатель твердо решил изготовить наилучшую мышеловку, он бы не был заинтересован в копировании того, что уже есть на рынке. Однако, перед тем как потратить уйму времени и денег на исследования, ему следовало бы удостовериться, что другие не имеют исключительных прав в тех областях, которые он собрался проверить. Он, безусловно, и не предполагал, поскольку незапатентованного изделия на рынке быть не могло. Столько независимых изобретателей, к своему огорчению, убедились, что обычно куда легче запатентовать изделие, нежели с выгодой для себя проталкивать его на рынке.

Поиск должен быть компетентным

Таким образом, для осуществления «поиска нарушения» ему необходимо было нанять патентного адвоката или агента. (Патентный адвокат - имеющее профессиональное образование лицо, сдавшее необходимые экзамены при Американском ведомстве патентов и товарных знаков; следует принимать во внимание, что патентный адвокат или патентный поверенный также имеет право составлять проекты контрактов и предоставлять иные виды общих юридических услуг). В то время как доступные исследования могут быть довольно дороги, если речь идет о необходимости консультаций с иностранными источниками, куда дешевле, например, установить, запатентована ли та или иная технология в настоящее время в США. И все же, как нам предстоит убедиться, игра стоит свеч.

Возможные результаты поиска

Патентный поиск показывает следующее: (1) что кто-то еще имеет патент, срок действия которого еще не истек, (2) ни действующие патенты, ни патенты с истекшим сроком действия не охватывают интересующую нас область, или (3) кто-то еще имеет действующий патент, охватывающий всю или часть интересующей нас области. Давайте рассмотрим их по порядку. Изобретение находится в государственной собственности. Если бы мышеловка (или явная разновидность ее) была бы раскрыта в патенте с истекшим сроком действия, она была бы вне рамок патентных прав. Также, даже если наш изобретатель не смог найти точно, что хотел, он смог бы обнаружить массу других, стоящих и свободно используемых идей, возможно, даже и лучших. Наверняка, даже один из них с лихвой окупил бы все затраты на поиск одной только экономией времени. Один или больше элементов изобретения, судя по всему, новинки. Если, после проведенного полноценного поиска, усовершенствования к мышеловке, представленные нашим изобретателем, окажутся не только новинками, но и предложат существенные преимущества по сравнению с предшествующими вариантами, ситуация еще больше осложнится. Он мог отыскать патент и/или начать продавать свою мышеловку без дальнейшей суматохи. Если же, однако, он стал бы продавать без предварительной подачи заявки на патент, его бы тут же лишили бы потенциальной защиты в многих других странах и лишили бы всех патентных прав в США по истечении одного года.

Особенности изобретения зафиксированы в действующем патенте. Если был бы найден действующий патент, которых бы защищал какую-нибудь часть предложенного нашим изобретателем проекта мышеловки, он знал бы, что не сможет использовать ее без лицензии. Ввод в действие изобретения, защищенного действующим патентом, автоматически означает ответственность за убытки, равно как и меры предупреждения подобных нарушений в будущем. Даже судебный запрет сам по себе уже означает существенные убытки, включая затраты на товарно-материальные запасы. И патент, защищающий даже самую незначительную особенность новой мышеловки вызвал бы необходимость ее переоснащения. И хотя осознание того, что факт нарушения - куда более серьезная вещь, неосведомленность о существовании других патентов тоже отнюдь не умаляет ответственности.

Как избежать нарушений прав на товарный знак?

Товарные знаки (или фирменные знаки) - коммерческие индикаторы источника. Это могут быть слова, эмблемы или другие символы, которые сообщают потребителям, что товары от той или иной компании. Это могут быть и определенные звуки, трехмерные изображения, типа известного «золотые арки», краски - или даже запах! (Сервисные эмблемы, указывающие на источник услуг, и другие виды знаков здесь не рассматриваются). Фирмам следует проявлять немалую осторожность в использовании слов или девизов, выбранных другими фирмами в качестве своих знаков обычно в виде надписей типа «Р в кружочке», указывающих владение федерально зарегистрированной маркой или символа «ТМ», указывающего на собственность на владением знаком, не имеющим федеральной регистрации.

Дело не всегда в копировании

Как и в случаях с патентами, и товарные знаки можно нарушить даже не прибегая к копированию их, и даже не будучи непосредственным конкурентом их собственника. Достаточно всего лишь использовать тот же самый или подобный знак там, где потребители могут быть сбиты с толку относительно источника или покровительства тех или иных товаров или услуг. Сколько потребителей будут сбиты с толку, если под маркой «APEX» будет продаваться зубная паста, под маркой «APECK’S» зубные щетки - в особенности, если они услышат рекламу по радио?

Необходимость поиска товарного знака

Поиск товарного знака - единственный способ узнать, используется ли «Figaro», или что-то еще похожее другими в качестве товарного знака мышеловки (или, возможно, средства борьбы с домашними грызунами) в предложенной рыночной области. Также необходимо установить, был ли тот или иной знак зарегистрирован в Американском ведомстве патентов и товарных знаков. Федеральная регистрация предоставляет право на собственность везде, где угодно, вне зависимости от географических факторов.

Одного только поиска не всегда достаточно

Существуют две причины, почему это так. В первую очередь, в США фирме нет нужды предпринимать какие-то еще шаги, кроме использования надежного имени товара, чтобы иметь права товарного знака на его рынке. Следовательно, поиск не может выявить всех таких предшествующих пользователей. Второе, можно найти способ воспрепятствовать использованию некоторых потенциальных знаков, не прибегая к тому, чтобы воспользоваться данным знаком самому. Значит, фирме, принимающей новый знак необходимо также и рассмотреть возможность связи данного знака с другими фирмами, товарами и услугами в такой степени, чтобы навести потребителя на мысль, что в принципе, такое возможно. Вот здесь-то и таится опасность для «Figaro».

Как читатель помнит, так звали кота в фильме Уолта Диснея «Пиноккио». В то время как сам Дисней вряд имеет монополию на использование этого имени, студия все же могла бы предупредить такие случаи, например, использования имени для названия мышеловки. Если это покажется притянутым за уши, проанализируйте их тревоги по поводу «Микки», которое также часть имени!

Как избежать нарушений авторских прав

Поиск, скорее всего, не понадобится. В отличие от патентов и товарных знаков, где подобные вещи создавались вне зависимости друг от друга - авторским правам гарантирована полная защита от нарушений. Поэтому, письменные доказательства о совершенно независимом происхождении изобретения трудно переоценить для избежания ответственности. И все же, нелегко доказать аутентичность там, где то или иное изобретение получило достаточно широкое распространение (или в иной способ оказалась доступным потенциальному нарушителю), чтобы убедить суд в его независимом происхождении. В одном таком судебном случае, суд придерживался мнения, что, хотя и копирование, возможно, и не носило преднамеренного характера, оригинал был однако затронут. Далее, авторские права имеют - в отличие от патентов - куда более значительные сроки действия - это продолжительность жизни автора плюс 50 лет, в случае, если авторы живы и здоровы, и могут быть идентифицированы, как таковые. Они и возникают автоматически, и связанные с ними формальности по регистрации весьма недороги. Подчиненное определенным разумным ограничениям, авторское право наделяет его собственника исключительными правами, например, воспроизводить произведение в течение его срока действия.






MIRIPRAVO.RU - ANALYSYS, CONTRACTS, LEXMERCATORIA ON-LINE

Типовые контракты | Сборники контрактов | Разработка контрактов | Экспертиза контрактов

Руководство по составлению контрактов | Международное право | Словари



© ¬ АК 'Право международной торговли'

При полном или частичном использовании материалов ресурса
гиперссылка на первоисточник обязательна | наши баннеры/ссылки | о проекте
Система Orphus
Orphus: опечатка / ошибка перевода? Ctrl+Enter

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru


Наверх ^^