Эксклюзивные и неэксклюзивные агентские контракты

[ Комментарий подготовлен АК «Право международной торговли»]


Контракты ¬ Зарубежный маркетинг ¬ Агентские контракты

Иногда условиями агентского контракта предусматривается, что принципал предоставляет иностранному агенту эксклюзивные или исключительные права на сбыт определенных товаров/услуг на определенной территории, а агент избирает продавца единственным своим контрагентом в данном бизнесе. Такой агентский контракт называется эксклюзивным или исключительным.

Территория, на которой могут предоставляться эксклюзивные права на сбыт, может быть определена как группа стран (Франция и Бельгия, ЕС, СНГ, США и КАнада и др.), как отдельная страна или как регион отдельной страны (Москва и Московская область, Дальневосточный федеральный округ и т.п.).

Выбор эксклюзивного или не эксклюзивного формата обусловлен следующими соображениями. С одной стороны, принципалу всегда удобней работать с одним представителем, с другой стороны, наличие нескольких агентов может обеспечить больший оборот. Если исходить с точки зрения агента, то эксклюзивный формат может обеспечить надежную профессиональную деятельность в течение срока действия контракта (т.к. принципал не вправе назначать иных агентов), с другой стороны в обмен на предоставление эксклюзивных прав принципал часто включает в агентский контракт условия, которые прямо запрещают агенту работать с иными поставщиками или накладывают на последнего обязанности по сбыту определенного уровня.