ДОКУМЕНТЫ    ОНЛАЙН-СЕРВИС    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ    КОНТАКТЫ
Ресурс работает с 1999 года
MIRIPRAVORU
АНАЛИТИКА, КОНТРАКТЫ, LEXMERCATORIA
СРП Соглашение о разделе продукции (Production Sharing Agreement): право и практика

Полномочия сторон и контрактная территория в рамках СРП




Концепция СРП | Структура и содержание СРП | Принципиальные условия СРП | Экономические и политические аспекты СРП | История СРП | Особенности индонезийской модели СРП | Срок и прекращение действия СРП | Условия о национальных экономических интересах | Финансовые условия СРП | Регулирование сбыта продукции | Возмещение затрат | Методы раздела продукции | Налоговые аспекты СРП | Эксплуатация месторождения | Юридические и неэксплуатационные вопросы
Сторонами договора о СРП являются: с одной стороны уполномоченное государственное предприятие (государственная сторона) и с другой одна или больше нефтяных компаний. В некоторых странах-собственниках нефти (например, в Египте, Сирии) правительство также является сторона, и будет подписывать соглашение. Если правительство является стороной, оно занимает место государственной стороны в вопросах утверждения назначений и выполнения контракта. Если в договоре участвуют больше чем одна нефтяная компания, они все вместе составляют подрядчика.

При заключении соглашения о разделе продукции государственная сторона или действует в соответствии с общими властными полномочиями, предоставляемыми согласно основному или специальному закону о нефти, или действует как держатель определенной исключительной лицензии на ведение поисково-разведочных работ и/или производство, предоставленной в соответствии с постановлениями и условиями действующего закона о нефти. Яркий пример общих властных полномочий дает Малазийский Акт о Разработке Нефти от 1974 года. На основании этого Акта все тогда существовавшие нефтяные соглашения были эффективно отменены в апреле 1975 года и собственностью на нефть, а также исключительным правом на ее разведку, разработку и добычу, как в береговой зоне, так и в шельфе, наделялась находящаяся в государственной собственности корпорация, которая была названа Петронас. За получение собственности и этих исключительных прав Петронас обязан делать лицензионные платежи (роялти) Федеральному правительству. Петронасу предоставлялась полная свобода устанавливать форму, положения и условия любых новых соглашений, включая те, которые, как предполагалось, должны были заменить отмененные контракты. Петронасу не вменялось и не вменяется в обязанность предоставлять окончательно согласованные положения на утверждение своему правительству.

Напротив, свобода и статус государственного нефтяного предприятия Индонезии Пертамина более ограничены. В Индонезии собственностью на нефть наделяется государство, которое, как заявляется, также несет ответственность за проведение поисково-разведочных работ и разработку месторождений. Индонезийское государство могло делегировать эту ответственность национальным государственным предприятиям. Такое делегирование было совершено Законом № 8 от 1971 года, учредившим вышеупомянутую Пертамину. Как уже говорилось, Пертамине было разрешено сотрудничать с другой стороной в форме соглашения о разделе продукции, но каждый окончательно согласованный контракт о разделе продукции, прежде чем он вступит в силу, требовалось утвердить у Президента. Напомним, что в "Разъяснении", приложенном к вышеупомянутому Закону, заявлено, что в этом сотрудничестве необходимо обеспечивать режим наибольшего благоприятствования государству и что каждый контракт о разделе продукции, который утвержден Президентом, должен быть доведен до сведения парламента.

В Народной Китайской Республике собственностью на нефть на месте наделяется государство. Официально заявлялось, что в ведении и компетенции Министерства по делам нефтепромышленности находится разработка нефти в шельфе в сотрудничестве с зарубежными нефтяными компаниями. К компетентности министерства относятся формы сотрудничества и разграничения шельфовых областей для такого сотрудничества. Фактическое проведение действий и осуществление сотрудничества с зарубежными нефтяными компаниями поручено Китайской Национальной Корпорации по добыче нефти в шельфе при надзоре со стороны министерства. Эта корпорация компетентна также обращаться с предложениями и заключать контракты с зарубежными нефтяными компаниями относительно разграниченных областей.

В Египте собственностью на нефть в местах ее залегания наделяется государство, и Египетской Общей Нефтяной Корпорации, определенному для этой цели государственному нефтяному предприятию, предоставлялось исключительная концессия для проведения поисково-разведочных работ и добычи нефти по всей стране. В соответствии с Законом № 86 от 1956 года контракт о разделе продукции, согласованный ЕОНК и зарубежной нефтяной компанией, обязывает стороны к его выполнению лишь тогда, когда издается специальный закон, уполномочивающий ответственного министра подписать этот контракт. Эта процедура придает контракту полную законную силу.

В Сирии существует похожая ситуация. Закон №7 от 1953 года объявляет все полезные ископаемые собственностью правительства. Принадлежащая государству Сирийская Нефтяная Компания была учреждена Законодательным декретом № 9 от 1974 года. В соответствии с этим Декретом, СНК уполномочена выполнять все действия с нефтью в стране. Когда зарубежная нефтяная компания выражает желание работать с СНК как подрядчик и если правительство дает согласие на соответствующее предложение, это уполномочивает ответственного министра заключить контракт с СНК и нефтяной компанией как подрядчиком. Контракт не обязывает стороны к его выполнению до тех пор, пока не издан закон, утверждающий и ратифицирующий контракт и дающий последнему полную законную силу и действенность.

Некоторые восточноевропейские страны и государства-члены СНГ, где нефтяная промышленность все еще находится в стадии становления (ранее подобные страны были названы странами-пионерами), следовали примеру Китайской Народной Республики, то есть в них основной закон о нефти устанавливает, что нефть на месте является собственностью государства и что правительство имеет исключительные полномочия на проведение поисково-разведочных работ и добычу нефти в пределах территории государства. Учреждалось государственное предприятие или назначалось специальное правительственное или государственное представительство (иногда называемое Управлением), которым передавались полномочия на добычу нефти. Государственное представительство или государственное предприятие уполномочены заключать контракты (контракты, описанные как соглашения о разделе продукции) с зарубежными нефтяными компаниями. Контракты вступают в силу в тот день, когда соглашение утверждает правительство.

Российская Федерация, хотя и не является страной-пионером, развивает свою нефтедобывающую промышленность на тех же самых принципах. В соответствии с Законом по Использованию Недр от 15 июля 1992 года в РФ была введена система лицензирования. В то же самое время, федеральное правительство должно было принять решение о юридическом основании, на котором зарубежные нефтяные компании могли получить доступ к нефти и ее производству в пределах территории Федерации. Государственная власть, распорядившаяся о выдаче лицензий, стоит перед выбором: она может предоставить исключительные лицензии или совместному предприятию, находящимся в собственности и учрежденному зарубежной нефтяной компанией и специальным государственным предприятием или одному государственному предприятию. В последнем случае прослеживалось намерение, чтобы государственное предприятие/лицензиат заключало с зарубежными нефтяными компаниями соглашения о разделе продукции, содержащие предустановленные положения и условия (то есть положения и условия, сформулированные в правительственных постановлениях).

В развивающихся странах, где в период введения соглашений о разделе продукции существует и применяется режим лицензирования разработанных нефтяных скважин, правительства обычно выступают в поддержку существующего законодательства о нефти. Это требует интеграции соглашения о разделе продукции в рамках системы лицензирования. Для этой цели правительство выдает исключительные лицензии (или концессии) находящемуся в государственной собственности нефтяному предприятия в соответствии с существующим законодательством о нефти и уполномочивает государственное предприятие/лицензиата заключать контракты с зарубежными нефтяными компаниями, чтобы предпринимать действия по производству нефти в пределах области лицензий. Примерами развивающихся стран, где этот подход существовал и все еще существует, являются Ливия, Нигерия и Танзания.

Там, где соглашения о разделе продукции были интегрированы в систему лицензирования, они должны осуществляться в пределах структуры основной лицензии. Это означает, что подрядчик должен действовать таким образом, чтобы государственная сторона/лицензиат могла выполнять условия и процедуры, предусмотренные лицензией. В этом контексте следует признать, что государственная сторона/лицензиат является ответственной за поддержание лицензии в хорошем состоянии, своевременное выполнение графика отказа от области, выполнение программы обязательных поисково-разведочных работ и финансовых обязательств и выплату лицензионных платежей.

На практике площадь земной поверхности, на которой предлагается вести поисково-разведочные работы, делится на секторы на основе географической сетки. Контракт может включать один или больше таких секторов. Или, если соглашение о разделе продукции интегрировано в лицензию, область контракта совпадает с областью основной лицензии.

{Следующий раздел}






MIRIPRAVO.RU - ANALYSYS, CONTRACTS, LEXMERCATORIA ON-LINE

Типовые контракты | Сборники контрактов | Разработка контрактов | Экспертиза контрактов

Руководство по составлению контрактов | Международное право | Словари



© ¬ АК 'Право международной торговли'

При полном или частичном использовании материалов ресурса
гиперссылка на первоисточник обязательна | наши баннеры/ссылки | о проекте
Система Orphus
Orphus: опечатка / ошибка перевода? Ctrl+Enter

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru


Наверх ^^