ДОКУМЕНТЫ    ОНЛАЙН-СЕРВИС    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ    КОНТАКТЫ
Ресурс работает с 1999 года
MIRIPRAVORU
АНАЛИТИКА, КОНТРАКТЫ, LEXMERCATORIA
СРП Соглашение о разделе продукции (Production Sharing Agreement): право и практика

Структура и содержание соглашения о разделе продукции




Концепция СРП | Принципиальные условия СРП | Экономические и политические аспекты СРП | История СРП | Особенности индонезийской модели СРП | Полномочия сторон и контрактная территория | Срок и прекращение действия СРП | Условия о национальных экономических интересах | Финансовые условия СРП | Регулирование сбыта продукции | Возмещение затрат | Методы раздела продукции | Налоговые аспекты СРП | Эксплуатация месторождения | Юридические и неэксплуатационные вопросы
Соглашение о разделе продукции содержит намного больше правил и процедур, чем другие нефтяные контракты и соглашения. Концепция соглашения о разделе продукции требует, чтобы государство-собственник нефти было зрелой нефтяной страной, то есть страной, в которой в предшествующий период с большим или меньшим успехом уже предпринимались поисково-разведочные работы и разработка залежей, или же страной-пионером, то есть такой страной, нефтяной потенциал которой еще следует установить и которая выбрала СРП как средство для создания отечественной промышленности с помощью зарубежных нефтяных компаний.

Зрелое государство-собственник может иметь или не иметь принятого в предшествующий период адекватного нефтяного законодательства. Если такое законодательство имеется, соглашение о разделе продукции носит упрощенную форму, оно может не представлять собой сложный и обширный документ и, как будет сказано ниже, к действиям подрядчика могут быть применены нормы и предписания действующего законодательства. Если же нефтяного законодательства нет, соглашение о разделе продукции должно включать в себя все необходимые регулирующие нормы, которые имеются в адекватном нефтяном законодательстве.

Развивающиеся страны, которые за последние годы приняли концепцию соглашения о разделе продукции, были главным образом странами-пионерами в нефтяной промышленности. К тому времени, когда на их территории начались поисково-разведочные работы и они обратились к заинтересованным зарубежным нефтяным компаниям с предложением заключить СРП, эти страны-пионеры вообще не имели адекватного нефтяного законодательства. Поэтому соглашение о разделе продукции должно предусматривать все необходимые регулирующие нормы и процедуры, чтобы давать подрядчику необходимое руководство в осуществлении его права проводить действия в области нефтяного производства. Кроме того, учитывая, что действия в области нефтяного производства и их финансирование должны были иметь место в развивающихся странах, для которых характерны плохая экономическая ситуация и соответственно слабая валюта, соглашение о разделе продукции, как в прошлом, так и в настоящем, должно предусматривать соответствующие финансовые условия и условия конвертирования валюты, а также условия, направленные улучшение экономической ситуации в государстве в целом (последние называются условиями о национальном экономическом интересе).

Приняв концепцию соглашения о разделе продукции, правительства государств-собственников нефти разрабатывали и развивали свои собственные версии таких соглашений в соответствии со спецификой местных экономических, юридических и других условий. В исключительных случаях страна-собственник нефти просто копировала стиль контрактов другой страны-собственника (например, Сирия при заключении соглашений о разделе продукции взяла за образец подобные договоры Египта). Наибольшее влияние на особенности стиля соглашения о разделе продукции той или иной страны оказывают следующие факторы:

(a) статус и возможности действующего нефтяного законодательства,

(b) экономическая система страны (свободный или смешанный рынок, государственно управляемая экономика), и

(c) развитие нефтяной промышленности, наличие опыта в производстве нефти (является ли государство-собственник относительно зрелой страной в этой области или страной-пионером). В случае, если зрелые страны-собственники нефти (по политическим причинам) останавливают свой выбор на концепции соглашений о разделе продукции, они делают это или при переходе от режима (исключительного) лицензирования (который также подразумевает концессионные договоры) или переходе от режима государственного планирования государства и контроля. Если адекватное нефтяное законодательство уже существует во время такого переходного периода, новая договорная концепция должна приведена в соответствие и интегрирована с действующим законодательством.

Подобная интеграция должна гарантировать, что существующее законодательство будет применимо к подрядчику и проводимым им действиям. Простейший путь к достижению желаемой интеграции состоит в том, чтобы предоставить государственному предприятию одну или более исключительных лицензий в соответствии с действующим нефтяным законодательством и уполномочить нового лицензиата вступить в соглашение о разделе продукции относительно полученных лицензий. В этой ситуации область действия СРП будет совпадать с областью, на которую распространяется лицензия. Государственная сторона/лицензиат ответственна за надлежащее функционирование лицензий, выполнение условий и осуществление прав, предусмотренных ими. В этом контексте государственная сторона/лицензиат кроме всего прочего ответственна за преобразование лицензий поисково-разведочных работ в лицензии производства, когда открытие промышленного месторождения уже сделано. Как будет сказано ниже, Нигерия являет собой пример того, как соглашения о разделе продукции могут быть выверены и интегрированы с существующим нефтяным законодательством, основанным на режиме (исключительного) лицензирования.

В большинстве случаев, когда зрелая страна-собственник нефти осуществляет переход к разделению производства, соглашения нового типа существуют наряду с исключительными лицензиями или управляемыми государством предприятиями, унаследованными из прошлого периода. К странам-собственникам нефти, которые после периода проведения нефтяных поисково-разведочных работ и развития нефтяного производства в рамках лицензионной системы сделали полный или частичный переход к системе соглашений о разделе продукции относятся Египет, Индонезия, Ливия, Малайзия, Нигерия, Оман и Абу-Даби. Из них только Ливия, Малайзия и Нигерия обладали в период первоначального обращения к зарубежным нефтяным компаниям адекватным нефтяным законодательством. Следовательно, правительства этих стран столкнулись с проблемами интеграции и увязки своих законов с СРП. К зрелым странам-собственникам нефти, которые представляют концепцию разделения производства в рамках системы государственного планирования и контроля, относятся Китай, Восточноевропейские страны, Российская Федерация и другие государства-члены СНГ.

Контракты различаются по содержанию условий, предусматривающих государственную выгоду. Причем существуют два вида различий: различия в структуре (та или иная доля продукции и использование производственных траншей) и различия в фактических абсолютных и процентных числах. Контракты с различиями в структуре существую в разных странах-собственниках нефти. Эти различия относятся к различиям в стиле контракта. Контракты с различиями в фактических цифрах применяются в одной и той же стране-собственнике нефти. Вопрос об этих цифрах улаживается на переговорах с претендентами. На согласованную в результате этих переговоров стоимость контракта влияют конкуренция претендентов, оценка индивидуальным претендентом условий нефтяных операций, являющихся специфической областью контракта, а также оценка доступной инфраструктуры, технических трудностей и вовлеченных рисков. Кроме того, на индивидуального претендента будет влиять оценка политических рисков, существующих в стране-собственнике. (Под политическим риском здесь понимается риск, заключающийся в том, что внутренние или внешние политические обстоятельства, причиной которых является политика данной страны, могут вынудить нефтяную компанию прекратить свою деятельность на ее территории).

На практике страны-собственники нефти, принявшие решение перейти к системе соглашений о разделе продукции и принявшие их концепцию, рано или поздно приходят к тому, что разрабатывают типовое соглашение с множеством незаполненных условий, которые затем заполняются на переговорах с претендентами. Обычные графы, требующие заполнения, - размер предприятия и местоположение области контракта, обязательные поисково-разведочные работы и обязательства по расходам, а также абсолютная и процентная стоимости параметров раздела производства. Содержание любого соглашения о разделе продукции можно подразделить на пять Частей. (Мы прибегаем к подобной систематизации для того, чтобы лучше уяснить содержание СРП. На практике же контракты часто отклоняются от такой схемы).

{Следующий раздел}







MIRIPRAVO.RU - ANALYSYS, CONTRACTS, LEXMERCATORIA ON-LINE

Типовые контракты | Сборники контрактов | Разработка контрактов | Экспертиза контрактов

Руководство по составлению контрактов | Международное право | Словари



© ¬ АК 'Право международной торговли'

При полном или частичном использовании материалов ресурса
гиперссылка на первоисточник обязательна | наши баннеры/ссылки | о проекте
Система Orphus
Orphus: опечатка / ошибка перевода? Ctrl+Enter

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru


Наверх ^^