ДОКУМЕНТЫ    ОНЛАЙН-СЕРВИС    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ    КОНТАКТЫ
Ресурс работает с 1999 года
MIRIPRAVORU
АНАЛИТИКА, КОНТРАКТЫ, LEXMERCATORIA
СРП Соглашение о разделе продукции (Production Sharing Agreement): право и практика

Методы раздела продукции в СРП




Концепция СРП | Структура и содержание СРП | Принципиальные условия СРП | Экономические и политические аспекты СРП | История СРП | Особенности индонезийской модели СРП | Полномочия сторон и контрактная территория | Срок и прекращение действия СРП | Условия о национальных экономических интересах | Финансовые условия СРП | Регулирование сбыта продукции | Возмещение затрат | Налоговые аспекты СРП | Эксплуатация месторождения | Юридические и неэксплуатационные вопросы
То, каким образом Государство, государственная сторона и подрядчик делят между собой продукцию, оговаривается правилами конкретного контракта. Контракты, действующие в одной и той же стране, где ведется нефтедобыча, предлагают сходный по структуре метод раздела продукта, но различаются в том, что касается абсолютных цифр и величины процента. Фактические цифры определяются после переговоров с участниками тендера и зависят от конкуренции, особых обстоятельств контракта и территории его действия.

За редкими исключениями суммарный продукт делится на три или четыре неравные части. Первая часть предназначается Государству и считается платой за пользование недрами (как было сказано выше, в этом контексте наряду с нефтью подразумевается и газ). Если договор предусматривает долю нефти-гонорара за пользования недрами, то приемлемый процент варьируется между 10 и 15 процентами - обычно в зависимости от ежедневного уровня нефтедобычи. Может также быть определена серия последовательных траншей, причем, каждому более высокому траншу определяется и более высокий процент "гонорарной" нефти.

Вторая часть, или так называемая "затратная нефть", предназначается подрядчику в целях возмещения понесенных им затрат.

В некоторых странах (например, в Нигерии) контрактами предусматривается отдельная доля продукции, считающаяся налоговой нефтью. Стоимость этой доли представляет собой подоходный налог, который коллективно выплачивают государственная сторона и подрядчик.

Третья или четвертая часть (в том случае, если имеется вышеназванная налоговая нефть) считается оставшейся или "прибыльной" нефтью и распределяется в сложной пропорции между государственной стороной и подрядчиком. Обычный метод предполагает серию последовательных ежедневных траншей продукта, при этом каждому более высокому траншу назначается пропорция с большей выгодой для государственной стороны. Само распределение касается той части каждого отдельного транша, которая именуется "прибыльной нефтью". То есть прежде чем будет произведен раздел продукта по долевому участию, необходимо разделить каждый транш на "гонорарную", "затратную" и "прибыльную" нефть.
Другой, сходный с этим метод заключается в разделении накопленного продукта на последовательные транши и назначении по каждому траншу своей доли "прибыльной нефти".

По мере увеличения объемов добычи, доля "прибыльной" нефти для государственной стороны неизменно растет. В соответствии с условиями недавних контрактов, (например, в ливийском образцовом контракте от 15 апреля 1989 года, приводимом в качестве примера далее в настоящем тексте) существует зависимость между долевыми пропорциями и статусом или завершенностью возмещения затрат. При таком соотношении долей продукта в более выигрышном положении оказывается государственная сторона - в зависимости от того, была ли произведена "выплата", либо в зависимости от постоянно меняющейся величины фактора, представляющего соотношение между накопленным "поступлением денежных средств" (кэш-ин) подрядчика (то есть выручкой от продажи "затратной" нефти и принадлежащей подрядчику доли "прибыльной" нефти) и накопленными "затратами денежных средств" (кэш-аут) подрядчика. Абсолютно ясно, что до начала нефтедобычи величина такого фактора равняется нулю, а в момент выплаты фактор равен единице.

Как уже отмечалось выше, в случае, если правительство организует раунд заявок на контракты на освоение нового месторождения, оно должно составить для участников тендера образцовое соглашение. В таком образцовом соглашении указывается только структура раздела продукта, оставляя участникам тендера возможность выдвигать предложения по фактическим абсолютным цифрам и процентным величинам, которые и будут внесены в соглашение.

Первоначально принятые в Ливии контракты представляли собой простейшую форму раздела продукта. Добываемый продукт (сырая нефть) делилась на две неравные части, причем большая (чаще всего - 81% или 85%) предназначалась для государственной стороны - в данном случае, "Национальной Нефтяной Корпорации" (ННК), созданной в 1970 году. Подобное простое распределение имело немало преимуществ: отпадала нужда в спорах по поводу того, как проводить возмещение затрат (например, что считать невозмещаемыми затратами, оспариваемыми затратами, какова разумная стоимость "затратной" нефти). Не надо было спорить по поводу сложного механизма распределения "прибыльной" нефти. В целях упрощения процедуры непропорциональное распределение предусматривало также освобождение от подоходного налога и платы за пользование недрами. Однако эта простота была отчасти погублена введением сложных оговорок, касавшихся участия ННК в затратах по освоению месторождений. Первоначально ННК была согласна вкладывать свою долю (допустим, 81 или 85 процентов) в вышеназванные затраты по развитию. Эта финансовая поддержка делались в форме кредита, который возмещался подрядчиком по ставке пять процентов годовых, начиная с момента, когда накопленный экспорт превысит 100 миллионов баррелей.

Позднее эта финансовая договоренность была еще более усложнена (предусматривалось освобождение от выплаты, частичной выплаты, выплаты с процентом или без процента) с тем, чтобы учесть различные обстоятельства. Тем не менее, и в этом случае надлежало учитывать фактическую сумму затрат, понесенных подрядчиком. Образцовый контракт от 15 апреля 1989 года содержит следующие правила, применяемые для раздела сырой нефти. Разделение продукта осуществляется по каждому отдельному блоку. Долевые пропорции остаются фиксированными (например, Х процентов в пользу ННК и (1-Х) процентов - подрядчику) до того момента, когда стоимость доли подрядчика принадлежащего ему, накопленному в блоке продукта становится равной накопленной сумме затрат подрядчика по этому блоку. Таким образом с этого момента (время выплаты) (1-Х)-процентная часть (теперь именуемая чистой сырой нефтью) делится между ННК и подрядчиком по следующей формуле: (базовый фактор) х (А-фактор) Х (1-Х). Базовый фактор определяется на основе уровней ежедневной добычи, а А-фактор - не что иное, как соотношение между двумя вышеупомянутыми накопленными суммами, соответственно, доходов и затрат подрядчика.
Более традиционный метод раздела продукта содержится в образцовом контракте о разделе продукта, прилагаемом к Соглашению между Австралией и республикой Индонезия от 1989 года. Согласно этому образцовому контракту, роль государственной стороны выполняет созданное в соответствии с Соглашением Совместное Управление, в задачи которого входит контроль над определенной Зоной Совместной Деятельности, на территории которой производятся работы по нефтедобыче. Этот образцовый контракт предусматривает различие между первым и вторым траншем продукта. Первый транш продукта (10 процентов от общего продукта в течение первых пяти лет нефтедобычи, и 20 процентов в последующие годы) распределяется между Совместным Управлением и подрядчиком в соотношении 50/50 по природному газу и в увеличивающихся пропорциях для нефти. Пропорции нефти увеличиваются от 50/50, 60/40 до 70/30 в зависимости от серии трех последовательных ежедневных траншей продукта (0- 50 000 баррелей в день, 50 001-150 000 баррелей в день и более 150 000 баррелей в день). Второй транш продукта (90 или 80 процентов всего продукта) зарезервирован прежде всего для целей возмещения затрат. Возмещаемые затраты включают в себя инвестиционные кредиты на разведку и капитальные затраты (равным по стоимости 127 процентам этих затрат) и операционные затраты (определяемые как сумма затрат на разведку, не-капитальные затраты и амортизации основных фондов капитальных затрат). Инвестиционные кредиты должны быть возмещены из второго транша продукта, исходя из принципа первоочередности. Подоходные налоги выплачиваются в денежной форме, а не натуральной. Таким образом, налоговая нефтяная часть отсутствует. Та часть второго транша продукта, что остается после возмещения затрат, распределяется между Совместным управлением и подрядчиком в тех же пропорциях, что и первый, распределенный между ними транш.

Не должно вызывать удивления, что этот механизм раздела продукта очень напоминает тот, что определен в совсем недавних индонезийских договорах, с единственной разницей, что индонезийские договоры включают в себя также Обязательства Внутренней Поставки (ОВП) в размере 10 процентов экспортной цены с 60-месячной отсрочкой выполнения ОВП.

На практике, возможны и иные схемы раздела продукта, которые применяются в соответствии с обстоятельствами того или иного конкретного случая.
Недавние индонезийские договоры служат наглядным примером того, как раздел продукта производится в зависимости от обстоятельств конкретного случая. Для определенных категорий производства доля прибыльной нефти подрядчика может быть увеличена. В частности, учитывается, где и как получен продукт, - на удаленных территориях, из маргинальных залежей (малых производителей), из особых типов резервуаров, где необходимо применять усиленные методы добычи нефти или из залежей, расположенных на морских глубинах.







MIRIPRAVO.RU - ANALYSYS, CONTRACTS, LEXMERCATORIA ON-LINE

Типовые контракты | Сборники контрактов | Разработка контрактов | Экспертиза контрактов

Руководство по составлению контрактов | Международное право | Словари



© ¬ АК 'Право международной торговли'

При полном или частичном использовании материалов ресурса
гиперссылка на первоисточник обязательна | наши баннеры/ссылки | о проекте
Система Orphus
Orphus: опечатка / ошибка перевода? Ctrl+Enter

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru


Наверх ^^