ДОКУМЕНТЫ    ОНЛАЙН-СЕРВИС    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ    КОНТАКТЫ
Ресурс работает с 1999 года
MIRIPRAVORU
АНАЛИТИКА, КОНТРАКТЫ, LEXMERCATORIA
СРП Соглашение о разделе продукции (Production Sharing Agreement): право и практика

Вопросы возмещения затрат в рамках СРП




Концепция СРП | Структура и содержание СРП | Принципиальные условия СРП | Экономические и политические аспекты СРП | История СРП | Особенности индонезийской модели СРП | Полномочия сторон и контрактная территория | Срок и прекращение действия СРП | Условия о национальных экономических интересах | Финансовые условия СРП | Регулирование сбыта продукции | Методы раздела продукции | Налоговые аспекты СРП | Эксплуатация месторождения | Юридические и неэксплуатационные вопросы
Возмещения понесенных подрядчиком затрат находится в зависимости от доли затратной нефти, оговариваемой в контракте.

Обычно проводится четкое разграничение между затратами на разведку месторождения, его освоение и операционными затратами. Эти затраты могут быть возмещены за счет затратной нефти в соответствии с правилами амортизации основных фондов и на основании произведенного согласно законам о налогообложении расчета облагаемого дохода, которые могут варьироваться в зависимости от контракта. Возмещение затрат производится на поквартальной основе, то есть, затраты понесенные в одном квартале, возмещаются за счет затратной нефти, наличествующей в любой такой квартал. В случае неполного возмещения затрат, таковые переносятся на следующий квартал.

Кроме того, разграничение проводится между возмещаемыми и невозмещаемыми затратами. Невозмещаемые затраты - это затраты, понесенные подрядчиком при отступлении им от правил контакта. В частности, не возмещаются затраты, понесенные в ходе несанкционированных работ, или те, что не были включены в одобренный бюджет. В некоторых контрактах оговариваются критерии для вынесения суждения о возможности или невозможности возмещения тех или иных затрат. Не допускается возмещение неоправданных или излишних затрат, то есть таких, что возникли вследствие превышения мировых цен. Этот критерий применяется государственной стороной, когда та пользуется своим правом на проведение аудита. Исключения из аудита, проводимого государственной стороной, оговариваются с подрядчиком.

Если стороны достигли соглашения, то такое соглашение может иметь силу обратного действия по отношению к возмещению затрат. Государственная сторона должна быть вовлечена в процесс присуждения контрактов - это позволяет предвидеть проблемы, которые могут возникнуть на стадии аудита. Как правило, оператору ставится условие, чтобы присуждение крупных контрактов производилось исключительно на основе международных тендеров. Условия тендера должны быть в обязательном порядке одобрены государственной стороной. Так, согласно контрактам, действующим в Малайзии, не возмещаются понесенные без предварительного одобрения "Петронаса" затраты на аренду, оборудование и производственные мощности.

Важно подчеркнуть, что для финансового состояния подрядчика, - в котором определяющую роль играет фактор времени - решающее значение имеют процедуры, позволяющие ему возместить понесенные им затраты сразу после того, как им были учтены оговоренные графики амортизации основных фондов, при условии, что имеется в наличии нефть для покрытия этих затрат. В целом, государственная сторона заинтересована в ограничении претензий подрядчика на "затратную" нефть, потому что любая такая претензия автоматически уменьшает долю "прибыльной" нефти, и, соответственно, долю прибыли, причитающейся государственной стороне, хотя некоторые типы договоров о разделе продукции содержат в себе процентные ограничения объемов добычи, которые могут использоваться в качестве затратной нефти.

Первейшая забота государственной стороны состоит в том, чтобы воспрепятствовать подрядчику в возмещении тех из понесенных им затрат, которые согласно правилам соглашения о разделе продукции не возмещаются. В этом отношении государственная сторона может потребовать проведения процедуры предварительного одобрения, то есть такой процедуры, в соответствии с которой не предусматривается доля нефти на покрытие затрат, понесенных прежде, чем государственная сторона дала свое одобрение (на их возмещение). В соответствии с такой процедурой объемы добычи затратной нефти могут быть выделены только для одобренных затрат. Понятно, что такая процедура предварительного одобрения - если она будет начата - может на значительное время задержать возмещение затрат и тем самым ухудшить экономическое положение подрядчика, которое зависит от движения денежных средств. Как бы там ни было, контроль над затратами подрядчика, без всяких сомнений, является законным делом государственной стороны. Как правило, соглашения о разделе продукции предусматривают процедуру аудита, тогда как на более поздней стадии обоснованность затрат определяется и оценивается на основе правил амортизации основных фондов и критериев, оговариваемых в соглашениях о разделе продукции.

Если государственная сторона выдвигает обоснованные возражения и подрядчик с ними согласен, то в пункт о возмещении затрат должны быть внесены изменения, а калькуляции пересмотрены. В зависимости от обстоятельств, эти исправления могут привести к тому, что подрядчику придется возместить стоимость избыточно добытой затратной нефти. Становится ясно, что процедура аудита не помешает возмещению затрат, которые согласно правилам договоров о разделе продукции не следовало бы возмещать. Интересы государственной стороны в этом отношении могут быть защищены посредством процедуры предварительного аудита. Таковая процедура позволяет провести анализ предлагаемых затрат и их оценку согласно критериям аудита, содержащимся в соглашении о разделе продукции, прежде, чем таковые затраты будут фактически сделаны.

Вполне очевидно, что такой предварительный аудит должен быть проведен в максимально короткое время во избежание остановки работы по причине нехватки финансирования.
Пример сходной процедуры можно обнаружить в недавнем соглашении о разделе продукции, касающемся освоения нефтяных залежей в одной из стран СНГ. Это соглашение предусматривает для крупных проектов разработку подрядчиком в соответствии со стандартами нефтедобывающей промышленности процедур Одобрения Бюджета (ОБ). Процедуры Одобрения Бюджета, подготовленные подрядчиком, обязательно должны быть рассмотрены и одобрены управляющим комитетом. В соответствии с этим соглашением управляющий комитет является наблюдательным органом, надзирающим за осуществлением проекта (см. ниже).

В своих отчетах управляющему комитету подрядчик обязан сообщать о том, как продвигается каждое такое Одобрение Бюджета. Подрядчик имеет право на участие в процедуре Одобрения Бюджета в рамках рабочих планов и бюджетов при условии их одобрения управляющим комитетом, и должен представлять копии всех Одобрений Бюджета его (комитета) членам. Очевидно, что данная процедура отличается от процедуры предварительного аудита, которая предусматривает вмешательство государственной стороны. Тем не менее, и она должна пройти долгий путь, прежде чем полностью удовлетворит государственную сторону.

Действующие правила отчетности плюс дифференциация возмещаемых и невозмещаемых затрат позволяют определить суммы взыскиваемых издержек в каждом квартале. Если затратная нефть ограничивается определенным процентом наличного, поквартального продукта, то возмещение может производиться более сложным способом разделения продукта на последовательные транши, причем каждому более высокому траншу из всей серии траншей назначается более низкий процент затратной нефти. В противовес этому, некоторые другие типы контрактов не признают и не навязывают каких-либо ограничений на объемы затратной нефти. Это означает, что суммарный наличный продукт после вычета платы за пользование природными ресурсами, может быть использован для возмещения затрат (как это было оговорено).

В случае высоких операционных затрат, могут быть разрешены особые вычеты, имеющие целью стимулирования подрядчика. Подобные вычеты выражаются в виде процента понесенных подрядчиком капитальных затрат на освоение месторождения, покрываемых таким же способом, что и фактически понесенные затраты.

Следует подчеркнуть, что отсутствие жесткого графика амортизации основных фондов само по себе также является важным стимулом.

Важным элементом процесса возмещения затрат является оценка добычи нефте- и газопродуктов. Если цена, используемая для определения ее стоимости, выше объективной рыночной цены, то возмещение затрат остается неполным, и подрядчик несет потери. По этой причине стороны стремятся включить в контакт приемлемое определение рыночной стоимости нефти или газа, которые они надеются добыть. В том, что касается нефти, бывает трудно заранее определить ее удельный вес и качественные характеристики, однако при использовании объективных критериев (например, публикуемые во всемирно признанных коммерческих журналах фоб-цены) вполне возможно найти варианты, устраивающие обе стороны.






MIRIPRAVO.RU - ANALYSYS, CONTRACTS, LEXMERCATORIA ON-LINE

Типовые контракты | Сборники контрактов | Разработка контрактов | Экспертиза контрактов

Руководство по составлению контрактов | Международное право | Словари



© ¬ АК 'Право международной торговли'

При полном или частичном использовании материалов ресурса
гиперссылка на первоисточник обязательна | наши баннеры/ссылки | о проекте
Система Orphus
Orphus: опечатка / ошибка перевода? Ctrl+Enter

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru


Наверх ^^