ДОКУМЕНТЫ    ОНЛАЙН-СЕРВИС    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ    КОНТАКТЫ
Ресурс работает с 1999 года
MIRIPRAVORU
АНАЛИТИКА, КОНТРАКТЫ, LEXMERCATORIA
СРП Соглашение о разделе продукции (Production Sharing Agreement): право и практика

Концепция СРП




Структура и содержание СРП | Принципиальные условия СРП | Экономические и политические аспекты СРП | История СРП | Особенности индонезийской модели СРП | Полномочия сторон и контрактная территория | Срок и прекращение действия СРП | Условия о национальных экономических интересах | Финансовые условия СРП | Регулирование сбыта продукции | Возмещение затрат | Методы раздела продукции | Налоговые аспекты СРП | Эксплуатация месторождения | Юридические и неэксплуатационные вопросы
Международные нефтяные компании обычно осуществляют свою деятельность на основе исключительной лицензии или контракта на право разработки месторождения. Исключительные лицензии предоставляются владельцем нефти на месте (им может быть как государство, так и частные владельцы, как например, в США) юридическому лицу, обладающему необходимой квалификацией и финансовыми возможностями.

В большинстве стран собственность на нефть принадлежит государству и таковой от имени государства распоряжается правительство. Исключительная лицензия предоставляет держателю (лицензиату) право добычи нефти из месторождения. Собственность на нефть переходит к лицензиату с того момента, когда нефть начинает поступать в скважину, пробуренную последним, до истечения срока лицензии.

Контракт на право разработки месторождения предусматривает установление договорных отношений между зарубежной нефтяной компанией (обычно обозначаемой в соглашениях о разделе продукции как "Подрядчик"/"Contractor") и национальным государственным нефтяным предприятием, специально уполномоченным для этой цели (обычно обозначается в соглашениях о разделе продукции как "Государственная сторона"/"State Party").

Соглашение о разделе продукции представляет собой договор, заключенный между зарубежной нефтяной компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести нефтяные поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определенной области ("Контрактная территория") в соответствии с условиями соглашения. Полномочие государственной стороны основывается или на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего операции с нефтью, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с нефтью на всей территории страны без определенных обязательств. В случае, если государственная сторона имеет общее разрешение на нефтяные операции, контрактная территория специально подробно оговаривается в соглашении о разделе продукции.

На подрядчика возлагается ответственность за финансирование поисково-разведочных и эксплуатационных работ, хотя контракт может предоставлять государственной стороне выбор, участвовать ли ей в затратах, идущих на развитие промышленных месторождений. Все действия должны выполняться в соответствии с ежегодными рабочими программами и соответствующим бюджетом, которые утверждаются надзорным органом - последним в большинстве случаев является сама государственная сторона.

Если месторождение признано промышленным, подрядчик должен готовить план разработки такого месторождения (план разработки) и представить этот план государственной стороне для утверждения. Разработка месторождения и добыча полезных ископаемых должны производиться в соответствии с одобренным планом. Производство нефти и газа в обусловленном месте и объемах (что определено в соглашении) разделено между государством, в чьей собственности находится месторождение, государственной стороной и подрядчиком.

Как следует из вышесказанного, производство нефти и газа означает здесь получение жидких и газообразных продуктов из нефти после обработки последней и включает сырую нефть, конденсат и природный газ. Государство получает соответствующую часть продукции (процент, который может увеличиваться при росте ежедневного производства), такая часть называется нефтяное или газовое роялти (в тексте соглашений о разделе продукции понятие "нефть" обычно включает и понятие "природный газ").

Полная часть, на которую подрядчик имеет право, состоит из двух компонентов. (1) Первый компонент представляет собой процент, который подрядчик имеет право получить в качестве компенсации за затраты, понесенные им при выполнении своих обязательств. В контрактах, заключаемых в некоторых странах, существует также пункт, в соответствии с которым оплачивается подоходный налог, которым облагаются государственная сторона и подрядчик. Продукция, оставшаяся после выплаты нефтяного роялти, компенсации по затратам и, возможно, налога на нефть (именно в этом порядке), делится между государственной стороной и подрядчиком в простой пропорции или, что бывает чаще, в сложных пропорциях. Сложные пропорции раздела продукции - оставшейся нефти, которую обычно называют нефтяной Прибылью, обеспечивают государственной стороне более благоприятные условия при разделе производства на более высоких уровнях отдачи нефтяного пласта, чем доля, измеряемая в терминах суммарной добычи, или доля, измеряемая в терминах ежедневного производства.

Подрядчик может оплачивать подоходный налог из дохода, полученного от продажи его общей доли производства. Фактически, облагаемый налогом доход подрядчика состоит из промышленных доходов от продажи компенсационной нефти и его доли в прибыли. Если компенсация затрат эффективна и полна, и договорное значение "восстанавливаемые затраты " является относительно тем же самым, что и финансовое значение "удерживаемые затраты", облагаемые налогом доходы подрядчика достигают рыночной ценности доли подрядчика в нефтяной прибыли. Первоначально раздел производства рассматривался как замена платежа подоходного налога, и подоходный налог подрядчика включался в долю нефтяной прибыли, на которую государственная сторона имела право. Следовательно, государственная сторона была обязана оплатить подоходные налоги подрядчика от его имени. В некоторых видах СРП (соглашения о разделе продукции) первоначальная система все еще сохраняется.

Сначала крупные нефтяные компании относились к соглашениям о разделе продукции с подозрением. На это имелось несколько причин. До начала 1970-ых годов нефтяные компании во всех странах мира привыкли работать на основании исключительных лицензий. (Исключительная лицензия предоставляет держателю право собственности на всю нефть, которая течет из его скважины). Напротив, СРП - договорное соглашение и в качестве такового не дает подрядчику никакого законодательно установленного права на добычу нефти, а лишь установленное договором право на получение части нефти и газа, которая предоставляется подрядчику (после нефтепереработки) в пункте передачи. Подводя итоги, подчеркнем еще раз различия между СРП и исключительной лицензией: (1) первое не наделяет подрядчика исключительным правом на произведенную нефть, и (2) предусматривает право на часть от общего количества произведенных нефти и газа.

Неправильно было бы утверждать, что работать по СРП более трудно и менее выгодно, чем действовать по исключительной лицензии, учитывая также уменьшение доступа к самому производству. Фактически любой желательный уровень денежно-кредитных отношений может быть достигнут в контексте СРП так же легко, как в контексте исключительной лицензии. Существенное отличие заключается лишь в том, что СРП предлагает более широкий выбор параметров (финансовых и нефинансовых), с помощью которых государство может влиять на деятельность подрядчика, например, сроки соглашения раздела производства, дополнительные налоги на барели нефтеприбыли, экспортные пошлины и подоходные налоги, возлагаемый на подрядчика, и которые в своей совокупности обеспечивают больше гибкости и позволяют лучше реагировать на изменения в экономической ситуации.

Напротив, исключительная лицензия предлагает более ограниченное количество параметров, которые все без исключения носят финансовый характер, например, арендная плата за разработку недр, доля чистой прибыли, доля от валового дохода, налог на сверхприбыль и общие и/или специальные нефтяные подоходные налоги. На практике параметры раздела производства ставят в зависимость от отдачи пласта. Эта форма соглашения обычно предусматривает увеличение доходов государственной стороны в процентном отношении по мере улучшения отдачи пласта (что измеряется уровнем суммарной или уровнем ежедневной добычи). Таким образом, молчаливо признается, что, если отдача пласта улучшается, доходность производства также улучшается. Однако это не всегда имеет место. Например, в случае, когда добыча увеличивается за счет бурения большего количества скважин, затраты соразмерно увеличиваются и доходность проекта, несмотря на увеличение производства, может оставаться прежней.

{Следующий раздел}







MIRIPRAVO.RU - ANALYSYS, CONTRACTS, LEXMERCATORIA ON-LINE

Типовые контракты | Сборники контрактов | Разработка контрактов | Экспертиза контрактов

Руководство по составлению контрактов | Международное право | Словари



© ¬ АК 'Право международной торговли'

При полном или частичном использовании материалов ресурса
гиперссылка на первоисточник обязательна | наши баннеры/ссылки | о проекте
Система Orphus
Orphus: опечатка / ошибка перевода? Ctrl+Enter

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru


Наверх ^^